Как формируется цена авиабилета

Как формируется цена авиабилета
В этой заметке мы попробуем разобраться почему авиабилеты бывают такими дорогими, по каким причинам стоимость билетов может отличаться в зависимости от дня недели и имеет ли смысл бегать по различным авиакассам в поисках более дешевого варианта перелета.

Для ответа на вопрос о стоимости авиабилета необходимо понимать из каких составляющих она формируется. Главными факторами здесь всегда остаются: тариф, стоимость топлива, аэропортовые сборы и комиссионные платежи агентствам по продаже, а также прочие специфические виды сборов, зависящие от страны нахождения, авиакомпании, аэропорта вылета и прилета, и даже от налоговой политики страны, в которой вы приобретаете билет.

Тариф

Это и есть основной источник дохода авиакомпании за предоставление услуг по перевозке пассажиров. Тариф – это базовая сумма, из которой формируется итоговая цена за билет.

Зачастую, сумма тарифа остается неизменной в рамках одного и того же рейса у отдельно взятой авиакомпании. Изменение тарифа может быть вызвано сменой ценовой политики внутри самой компании, либо же продиктовано колебаниями на валютном рынке когда стоимость билета привязана к иностранной валюте.

Среди разнообразия тарифов чаще всего встречаются базовые тарифы и специальные. Базовый тариф подразумевают полную стоимость перелета с возможностью гибкого (flexible) переноса даты полета, отмены бронировки или изменение фамилии пассажира. Специальный тариф, как правило, значительно дешевле, однако он не предполагает возврат и/или изменение даты полета для пассажира.

Авиатопливо

Львиная доля издержек для авиакомпании приходится именно на топливо. К примеру, для рейса Киев-Тенерифе расстоянием 5500 км пассажирский Airbus A-320 «скушает» около 20 000 литров авиакеросина, на который перевозчик затратит около 26 000 евро или по 150 евро в среднем на каждого пассажира. По данным аваикомпаний, расходы на авиатопливо составляют около 1/3 всех издержек.

Аэропортовые сборы

Кроме затрат на топливо, авиакомпании несут ряд других издержек. Обязательные среди них – оплата авиасборов в аэропорту за обслуживание. Сюда же чаще всего включены и другие виды сборов: аэронавигационные, услуги диспетчерских служб, сборы за обслуживание пассажиров и пр. Эти сборы могут сильно колебаться в зависимости от аэропорта назначения и количества оказываемых услуг.

Комиссионые платежи

Большинство авиакомпаний практикуют сбор за оформление билета, который может различаться, но обычно не превышает 10% стоимости билета. Аналогичный комиссионный сбор возьмет с пассажира и турфирма – это и есть заработок любого агента. Системы бронирования билетов в интернете также берут свою комиссию, которая может различаться в зависимости от веб-сайта.

Кроме того, не стоит забывать, что авиакомпании несут издержки на зарплатный фонд для своего штата сотрудников, рекламу и продвижение своих услуг на рынке, налоги, а также ремонт и амортизационные расходы, связанные с износом авиасудна.

Также существуют и совсем уж специфические виды сборов, например, сбор за пролет над территорией определенных стран и сбор за вылет из другого государства. Именно последний сбор отвечает на вопрос почему стоимость перелета Киев-Мюнхен может быть ниже, чем этот же перелет в обратном направлении.

И наконец, прибыль. Суммируя все виды издержек, компания должна умудриться что-то заработать, иначе какой во всем этом смысл?