Как устроен аэропорт

Как устроен аэропорт
Врата в небо, воздушный причал, небесная гавань – все эти синонимы к слову «аэропорт» способны взбудоражить в нас приятные эмоции и заставить мечтать о новом полете. Пожалуй, лучше других работу аэропорта описал Артур Хэйли в своем одноименном романе: «Дожидаясь своего рейса, пассажир мог, не покидая аэровокзала, купить все необходимое, снять комнату в гостинице или койку, сходить в турецкую баню с массажистом, постричься, отутюжить костюм, вычистить ботинки и даже умереть и быть похороненным фирмой «Бюро святого духа», которая имеет свое отделение на нижнем этаже».

Аэропорт – сложнейший механизм, жизнь в котором кипит и никогда не останавливается ни на минуту. По своему устройству он напоминает скорее город в городе – в нем есть свои службы, инфраструктура, свои проблемы и насущные потребности.

Багаж

Итак, если вы пассажир, то вряд ли знаете, что под аэропортом находится целая сеть конвейерных багажных лент, куда ваши чемоданы поступают по выделенным для этого «рукавам». Процедура проверки багажа тщательно продумана, но пассажиру достается лишь улыбка персонала на стойке регистрации. Вам только вручили багажную бирку, а чемодан уже просканирован и перемещается по ленте в специальный отсек сортировки багажа.

Службы

Любой аэропорт наводнен громадным количеством всевозможных служб, отделов и подразделений. В каждом таком отделе работают различные специалисты: водители, грузчики, повара, спецконтроль по досмотру пассажиров и багажа, специалисты у стоек регистрации, таможенные службы и погранконтроль, милиция и сотрудники силовых спецслужб для предотвращения возможных терактов и отлова нелегальных мигрантов.

Кроме того, любой аэропорт должен обеспечить взлет и посадку в сложных метеоусловиях – для этого в распоряжении всегда имеется спецтехника для расчистки дорог и соответствующие специалисты.

Каждый такой сотрудник важен, но роль «аэропортовых богов» отведена диспетчерам (хотя сотрудники таможни и спецслужб могут с этим поспорить). Главная задача диспетчера – обеспечить выполнение полетного расписания и успешно посадить все заявленные в нем рейсы. Если вы думаете, что сидеть и наблюдать за точечкой на радаре так легко, представьте, что за каждой точкой находится самолет, а в нем 200 человек. Тут уж не до шуток.

Если у диспетчера появляется возможность посадить самолет кратчайшим путем и сэкономить при этом несколько минут пассажирам – он именно так и поступит. Если нет – не судите строго за лишние пару минут в воздухе – возможно в этот момент происходит борьба за экстренную посадку другого судна.

Диспетчер непрерывно мониторит воздушную обстановку и находится на связи с экипажем лайнера и своими коллегами из смежных районов ответственности. Разумеется, работа диспетчера устроена так, чтобы исключить ошибку – ведь любое неверное решение может привести к катастрофе. Для этого в арсенале каждого наземного диспетчера имеется все необходимое оборудование, средства связи и справочная информация от метеослужб.

Поскольку самолет очень быстрый транспорт, диспетчер не может позволить себе расслабиться и медлить. Случаются ситуации, когда один диспетчер одновременно управляет 20 самолетами. В случае внештатной ситуации, когда самолет запрашивает экстренную посадку, он должен быстро рассредоточить остальные взлетающие и заходящие на посадку лайнеры на безопасное расстояние с целью уступить полосу и разрешить посадку по запросу.

Техника

Мало кто обращает внимание на разные хитроумные машины и приспособления, а некоторые из них и вовсе скрыты от посторонних глаз. К примеру, любой аэропорт располагает специальным тягачом для буксировки самолетов, причем чаще всего самолет не тянут, а толкают, поскольку лайнер не может двигаться назад.

Или возьмем телетрапы (в народе просто «гармошка») – это такие передвижные лестницы, стыкующие вход в здание терминала и фюзеляж самолета для быстрой и комфортной посадки и высадки пассажиров. Сколько бы ни было в аэропорту телетрапов, но самолетов в зоне посадки, как правило, еще больше. Здесь на выручку приходят перронные автобусы.

Кроме того, в распоряжении аэропортов всегда есть передвижные трапы, фургоны с доставкой питания на борт, спецтехника для обслуживания туалетов, заправщики чистой водой, снегоуборочная техника, специальные машины сопровождения лайнеров к взлетной полосе и пожарная техника. Всю эти механизмы обслуживают специально обученный персонал, работающий слаженно, не покладая рук, в режиме нон-стоп 24/7 в несколько смен, включая праздники и выходные.

Развлечения

Вся шумиха вокруг безопасного взлета и посадки сотен лайнеров на день искусно маскируется индустрией развлечений. О, эти бесконечные магазины, рестораны и пабы – чтобы мы делали без них? Зная о наших пристрастиях к непомерным тратам во время путешествий, аэропорты ухитряются предусмотреть развлечения на любой вкус и кошелек. Но как же мы все это любим, не так ли?