Легко Ли Живется Летчикам?

Легко Ли Живется Летчикам
«Ещё немного и самолёт окунётся в непривычную для человека стихию, взмоет в небо, и именно потому, что в самом этом факте есть что-то противоестественное, объявление о посадке всегда несёт в себе привкус приключений и романтики.» Артур Хейли «Аэропорт»

Для многих авиапассажиров полет может представляться волнующим и романтичным моментом нашей жизни. Но так ли это для работников авиаиндустрии, в частности, самих пилотов? Попробуем разобраться.

В аэропорту

Итак, все начинается с прибытия в аэропорт. Пилоты, равно как и пассажиры, приезжают в небесную гавань не позже чем за 2 часа до вылета, и пока вы глазами ищите на табло номер регистрационной стоки, летчики направляются в «святая святых» – нет, это не магазины duty free, — а в бюро аэронавигационной безопасности. Там они получают от диспетчера специальный портфель с набором карт полета, схем аэропортов, расчетных данных на рейс и еще множество различной документации, без которой попросту невозможно осуществить полет.

На каждый такой портфель диспетчер приклеивает специальный стикер, фиксирующий время, дату вылета и фамилию второго пилота (к слову, в авиации царит настоящая дедовщина и всю документацию таскают за собой вторые пилоты).

Подготовка к рейсу

Затем команда полным составом проходит предполетную подготовку. Командир получает информацию о количестве пассажиров и суммарном весе багажа, из которой рассчитывается необходимое количество топлива, а также оптимальная скорость взлета. Второй пилот уточняет маршрут, участки передачи управления, технические детали и прочие жизненно важные нюансы для совершения полета. Тем временем, бортпроводницы проходят инструктаж по технике безопасности. И так перед каждым рейсом.

Если полет осуществляется в местность, где раньше не бывали пилоты, то все приготовления проводятся за несколько дней до рейса. Экипажу нужно в деталях изучить особенности полета и местности, а также возможные нюансы и прочие «подводные камни».

После того как улажены все технические детали, экипаж отправляется в диспетчерский пункт для анализа метеобстановки, получения данных о погоде на запасных аэродромах, обработки оперативной информации, контрольной проверки загрузки борта, и наконец, получения разрешения на вылет.

Затем экипаж лайнера направляют на медицинский контроль. Заботливые врачи тщательно посмотрят в глаза, зададут пару вопросов (на первый взгляд пустяковых), измерят, давление и пульс, а данные зафиксируют в специальном медицинском журнале.

В самолете

Пока пассажиры пьют кофе в зале ожидания, у пилотов хлопоты не прекращаются. Едва поднявшись на борт, лётчики тут же начинают проверку всех систем самолёта и программируют бортовой компьютер. Самолет уже бодро гудит, к нему подключено питание, а инженеры шуршат в лишь им известных технических закоулках.

В это же время вокруг лайнера кружат всяческие необычные машины – заправщики, инвентарь, провизия, багаж и предметы торговли. И все это происходит единовременно, четко и слаженно, ведь любая заминка может привести к задержке рейса, а это не только ваши нервы, но и огромные деньги, которые оплачивает авиакомпания в виде аэропортовых сборов.

Низкий старт

Пока стюардессы проводят инструктаж по безопасности, лайнер выполняет исполнительный старт по специальному «чек листу». Когда пилоты полностью убедятся в исправности всех систем, они запрашивают разрешение на взлет. Именно здесь чаще всего происходят задержки, вызванные очередью самолетов, заходящих на посадку, поскольку садящиеся самолеты имеют приоритет перед взлетающими.

В небе

Как только борт взмыл в воздух, летчики начинают набирать высоту, установленную наземным диспетчером (эшелон), которая обычно составляет составляет 9-13 тысяч метров над уровнем моря. Именно на таких высотах реактивный двигатель работает с наилучшей отдачей.

После занятия эшелона пилоты переключатся на автопилот. Однако это не значит, что теперь они могут расслабиться и смотреть фильмы как это делают пассажиры сидя в салоне. Летчики непрерывно контролируют процесс следования лайнера по заданному маршруту и поддерживают связь с наземными службами.

Где-то за полчаса до посадки экипаж начинает снижение. Все маневры осуществляются исходя из указаний наземного диспетчера и по заранее составленной схеме посадки, а наземные системы в аэропорту отслеживают правильность траектории снижения самолета.

Прибытие в аэропорт

Как только шасси коснулись земли и лайнер приземлился, работа пилотов не останавливается. Как только последний пассажир покинул салон, самолет убирают, снова заправляют горючим, и экипаж начинает подготовку к обратному рейсу в хаб (домашний аэропорт).

«Разбор полета»

Однако и по прибытию в хаб хлопоты не утихают. Летчикам необходимо заполнить бортовой журнал, где фиксируются все этапы полета и указываются необходимые замечания. Затем журнал передают инженерам, которые проводят осмотр лайнера и принимают его от экипажа. Когда вся полетная документация передана наземным службам, экипаж проводит послеполетный брифинг (или как раньше говорили, «разбор полета»).

Как правило, длительность рабочего дня экипажа не превышает 14 часов, а время в полете не должно быть более 11 часов, иначе в команду пилотов назначают дополнительных сменных летчиков. Минимальное время отдыха строго контролируется и не может составлять менее 10 часов.

Для того, чтобы каждый новый полет состоялся в небе, на земле на одном дыхании, трудятся сотни людей из десятков наземных служб. Чтобы каждый новый взлет прошел успешно мало иметь команду и самолет. Нужно подключить громадное число организаций и служб, и организовать их слаженную работу так, чтобы каждый занимался своим делом в строго назначенное время. Но что уж поделать, ведь людям нужно летать…