5 Секретов Авиадиспетчеров

секреты авиадиспетчеров
Всем известно, что самая крутая и ответственная работа – у пилотов. Каждый раз при посадке в самолет мы буквально передаем свои жизни в руки летчиков. Но если вы когда-либо летали самолетом, то благодарить за то, что не разбились в катастрофе нужно, в первую очередь, наземных диспетчеров.

Если пилот – специалист по управлению судном, то диспетчер – специалист по управлению воздушным трафиком. Регулирование включает все этапы перемещения самолета – начиная от выруливания с места стоянки до захода на стоянку после посадки. Как правило, воздушное пространство разделяют на зоны ответственности диспетчеров, каждый из которых управляет движением в рамках своей зоны.

Рассмотрим тонкости работы авиадиспетчеров и раскроем небольшие секреты, о которых они предпочитают помалкивать.

1. От катастрофы вас отделяет всего одна оплошность

Если вы подумали, что управление воздушным движением обеспечивают роботы, спешим вас расстроить. В этом и заключается главная задача диспетчера – не дать столкнуться самолетам в небе между собой и другими наземными объектами. День ото дня в аэропорту могут возникать внештатные ситуации, будь то смена метеоусловий, задержка вылета, загруженность неба или взлетной полосы — обо всех нюансах диспетчер узнает первым и принимает их в расчет в своей работе.

2. Скорость или безопасность?

Миссия диспетчера – обеспечить быстрый и безопасный поток воздушного движения. Но ключевым остается слово «быстро». Каждый диспетчер воспринимает это как личный вызов, и стремится как можно скорее «разрулить» воздушное пространство.

Большое расстояние между лайнерами вызывает раздражение пассажиров, и становится причиной задержек. По этой причине каждый диспетчер бессознательно старается как можно сильнее сблизить самолеты, и если бы не общие требования к безопасности, они бы предпочли нарушить правила, чем снижать скорость.

3. Это очень низко технологично

Благодаря кинолентам вы наверняка можете представить себе диспетчерскую вышку. Там, непременно, есть радар, радиолокатор и прочие мониторы с непонятными точечками. Это и есть основное рабочее оборудование диспетчеров. Но бывают ситуации, когда машины бессильны.

Например, в случае грозы или тумана диспетчер не может сказать: «Ребята, у нас сейчас непогода, прилетайте завтра». Для этого они проходят курс метрологии, благодаря чему прекрасно ориентируются на «ручных» устройствах вроде ветроуказателя, и могут на глаз определить силу и направление ветра.

Дорогостоящее оборудование также может быть бесполезно на малых высотах. В таких случаях диспетчер пользуется биноклем, а иногда наблюдает за снижением невооруженным глазом. В случае отказа радионавигационного оборудования (и такое бывает!) диспетчер использует специальные красно-зеленые прожекторы. Именно по этой причине полностью перейти на компьютерное управление самолетом невозможно – всегда нужен человек, способный распознать наземные указания.

4. Диспетчер – не супермен, но всегда определенный тип личности

Авиадиспетчер – человек с творческим складом ума. Высокий уровень стресса и, одновременно с этим, плотная загруженность и новые вызовы – вот что ожидает каждого наземного диспетчера. Здесь не всегда нужен диплом о высшем образовании, но обладание стальными нервами – обязательное условие. Еще бы, ведь каждому из них предстоит управление десятками самолетов, и если человек склонен закрываться в периоды высокого стресса, то путь в диспетчерский пункт ему будет заказан.

5. Диспетчеры разговаривают на собственном языке

Английский — язык авиации на всей планете. Кроме него есть специальное руководство «FAA JO 7110,65» (его еще называют «Библией»), содержащее набор допустимых фразеологизмов, используемых в авиации. Несанкционированная речь запрещена, а все разговоры диспетчеров записываются. Если вы используете отсебятину, которая может быть истолкована двусмысленно, вы сразу становитесь фактором, способствовавшим возникновению внештатной или аварийной ситуации.